"Сегодня в Мире" (vmire) wrote,
"Сегодня в Мире"
vmire

Ну вот и всё.

Сегодня нам шесть лет, и мы решили на этом закончить.
Проект «Сегодня в Мире» отныне закрыт.
Или, выражаясь более мягко, отправлен на длительную консервацию. До лучших времен. В наступление которых можно только искренне верить, чему мы ни в коей мере не подвержены.

Мы не расходимся и не распадаемся. Никаких внутренних причин для принятия такого решения не существует. Мы с Ильей дружим больше 20 лет, никаких конфликтов, раздоров и распрей у нас с ним никогда не было. Нет никаких разногласий и по принятию последнего решения. Полное согласие.
Но все причины прекращения деятельности находятся за пределами проекта, и, возможно, не всем понятны. Поэтому я считаю нелишним детально проинформировать заинтересованную общественность.
Постараюсь воздержаться от оценочных критериев, изложив только факты.



Начнем издалека. Российский шоу-бизнес — это яркий пример «особого» пути России. Он сложился еще в СССР и был заведомо нелегальным и пиратским. И перейдя по наследству другому государству по сути не изменился.
Во всем мире популярность артистов измерялась продажами альбомов. Потому что это самый надежный критерий популярности. Популярен тот продукт, который хорошо продается, а не тот, который часто рекламируется. Рекламой можно добиться лучших продаж, но тезис от этого не перестает быть верным.
Сколькими копиями разошлись альбомы «Кино», «Аквариума», «Миража» и «Ласкового Мая» не узнает никто и никогда. Потому что все эти копии были пиратскими. Сколько заработали пираты — неизвестно. У артистов же было не принято горевать по этому поводу, потому что они приобрели «популярность» — могли ездить с концертами и зарабатывать на этом. Ездили и зарабатывали. Сколько заработали — неизвестно, потому что заработки такие никогда не были легальными, не являются легальными и сейчас. Никто так и не придумал, как рассчитывать прибыль артиста, что выносить в затратную часть, что в убытки.
Во всем мире концерты и туры были лишь рекламными акциями, способствующими продажам альбома. А у нас единственным вариантом заработка.

Поскольку в России альбомы легально продавались и продаются в количествах меньше статистической погрешности, говорить об этом, как о мериле популярности смешно. Все знают, что артисты зарабатывают только с концертов.
И здесь это давно и прочно считается нормой. Всеми. И артистами, и публикой.
То к чему эта «норма» привела, видят все, но никто не видит связи.
А между тем, все ж на поверхности.
Нелегальный, то есть незаконный бизнес может развиваться только незаконными (криминальными) путям и по незаконным (криминальным) правилам. Вот вам и тройка самых популярных артистов: Лепс, Михайлов, Ваенга. Кабак и блатняк. Противно, но логично.

В России всем плевать, как продаются диски. Было плевать. Сейчас это уже за горизонтом событий, потому что давно ничего не продается. Интересуют только концерты. У кого хорошая концертная ситуация?
1. У долгожителей, и перешедших в разряд ретро.
2. У подростково-направленной музыки.
3. У тех, «кто в струе».

Грубо говоря, мейнстрим сейчас — это ретро, попса, кабак и блатняк.
Если ты в этой струе, можно на что-то надеяться. Если нет — нет.
Андеграунда, как такового, практически не существует. Панки с Нашего радио вполне попадают под категорию «подростковая попса». Группы известные в узких гругах, обречены в этих кругах и закончить свое существование. Никаких социальных лифтов отсюда нет. Субкультура хипстеров — это более широкий «узкий круг», но нас он мало интересует: хипстеров, поющих на русском не бывает.

Если ты не в струе — нет никаких шансов попасть ни на радио, ни в телевизор, ни в прессу. Для большого шоу-бизнеса тебя просто не существует. Безотносительно качества продукта! Там всем пофиг до содержания — главное форма. Должно быть ярко, узнаваемо, запоминаемо. Правда в эти термины они вкладывают какой-то свой смысл. Потому что я ни одну «звезду» запомнить не могу — для меня они все одинаковые. Зато для них все мои песни одинаковые, и они нас от Макаревича не отличают.
Ну, вот такой у нас «особый» российский шоу-бизнес.

Итак, наверх не пробиться (да и не очень-то хотелось, зная что и кто там).
А кроме верха здесь ничего нет. Вакуум.
Можно купить пацакскую планету Хануд, потом купить кислород и быть себе популярным в своем мире. Тем более, что если посмотреть повнимательнее, то это именно то, что мы, Сегодня в Мире, сейчас имеем. Но всей остальной вселенной на нашу планету плевать, а купленный кислород уже на исходе...

Отдельно следует упомянуть «альтернативные источники заработка», потому что многие еще питают иллюзии на этот счет.

1. Какое-то время назад в интернете распространился утопический миф, что слушатели не должны платить компаниям и рекорд-лейблам, а должны напрямую платить артистам. Выдвигались красивые и стройные теории, как от этого всем будет лучше, снимались фильмы о лучшем мире без авторского права. И хотя все построения теоретиков разбились о суровую действительность, во многих умах эта утопия еще бродит. Поэтому скажу несколько слов.

Это не работает. Этих слов достаточно.
Эксперименты проводили многие, и мы в том числе.
Звучит красиво: раздаешь созданный продукт бесплатно, а тебе платят благодарные поклонники. И даже если платят, не все, а хотя бы половина, все равно это лучше, потому что те, кто платят, часто платят больше, и окупают тех, кто не платит. И Рэдиохэд еще часто вспоминают при этом. Трогательно забывая, как быстро Рэдиохэд лавочку свернули.

Я не знаю, сколько процентов скачавших альбом Рэдиохэд, за него хоть что-то заплатили. Но явно меньше, чем они ожидали.

В наших палестинах все еще хуже. Лучшие результаты — 2–3 процента, от тех кто скачали.
Конкретно у нас было менее 1 процента.
Аргументы вроде «потому что вы говно играете/пишете/рисуете» не катят.
При таких процентах получается, что все играют, пишут и рисуют говно. И непонятно, кому аргументаторы вообще готовы платить в таком случае.

Короче, с таким количеством чаевых (даже если единичные случаи, как это было у нас, превышают рамки разумных пожертвований) не окупить и трети вложений в альбом. Не говоря уже о прибыли и перспективах развития.
Повторю: это не работает.
Зная все вышеперечисленное, мы все равно оставляем все альбомы в свободном доступе, и все равно принимаем чаевые. Хоть что-то на черный день — и то хлеб.

2. Есть распространенное заблуждение, что музыка — это хобби, а зарабатывать надо чем-то другим. Скоро 20 лет, как мы это слышим. И скоро 20 лет, как мы знаем, что это тоже не работает. Но заблуждение неискоренимо. Потому что исповедующие его никогда в жизни музыкой не занимались, и им не объяснить, насколько этот процесс мало напоминает хобби.
Это реальная сложная работа, требующая всего тебя целиком, вместе со всем временем и мыслями. Врагу не пожелаешь такого хобби :)
Опровержений этому тезису — полный интернет. Зайдите на любой портал, куда бесплатно выкладывают свою музыку, и насладитесь творчеством исполнителей, для которых то, чем они занимаются — хобби.
Если нравится — я не понимаю, зачем вы досюда дочитали. Если такой музыки полный интернет, не все ли вам равно, просуществует ли наш проект хотя бы еще день?

3. Концерты.
Мой любимый тезис антикопирастов: вам никто не запрещает играть концерты. Ржака-обоссака. Вам тоже никто не запрещает стать звездой в Голливуде и зарабатывать сотни тысяч долларов в год после вычета налогов. Что же вы?

Но без шуток реальность применительно к нашему проекту выглядит следующим образом.
Устраивать концерты должен отдельный человек. Он может именоваться менеджером, директором, кем угодно. Главное, чтобы работу делал. Музыкант не должен мотаться по администрациям клубов и уговаривать устроить свое выступление. Музыкант должен играть, администрация устраивать концерты. Хлеб печет пекарь, продает хлеб продавец. Разделение труда стоит в основе развития цивилизации с незапамятных времен.
Одна бойкая девушка легко устроила нам несколько концертов в прошлом году, но затем прониклась другими интересами в жизни. Мы не можем ее за это винить.
Тем более, что концерты в том формате мы больше играть и не собираемся.
До выхода последнего альбома вполне можно было себе позволить показать, как это могло бы звучать, будь нас только двое.
Дальше уже не интересно.
Интересно играть живым составом, хотя бы из четырех человек.
Но живому составу нужно репетировать. Для репетиций нужно снимать базу.
Хороших музыкантов в живой состав за просто так не зазовешь. Нужно материально заинтересовать. Либо постоянной зарплатой, вне зависимости от концертов, либо долговременной перспективой.
Песрпектив у проекта нет, посколку он «вне струи». Зарплату платить нам, естественно, неоткуда. Базу для репетиций снимать не на что.
Вдвоем мы сделали все, что могли. Я знаю, о чем вы подумали. Нет. Нам повезло. Мы записали три альбома. Мы сделали все, что хотели. Какое же тут невезение? А стоять в лучах славы и почивать на лаврах нам не хотелось никогда.

Мы надеялись, что проектом кто-нибудь заинтересуется еще. Кто-нибудь сможет помочь. За 6 лет существования, мы все сделали, чтобы оповестить о себе. Никто не взялся. Даже если песни нравятся, что с этим делать — никто не знает.
В 26 лет еще есть смысл продолжать стучаться в двери и ломиться в стены.
В 36 смысла уже нет.

Да, нам тоже жалко. Мне — так больше всех.
А еще нам жалко группы «Нюанс» и «Волки ОНАА». Жалко «Високосный Год». Жалко, что того «Калинова Моста» больше нет, того «Пикника», того «Мегаполиса»...

Зато, с другой стороны, хорошей музыки в мире стало только больше.
На русском языке хороших песен практически не стало — но это следствие «особого пути».
Учите иностранные языки и наслаждайтесь.
Нам больше нечего вам предложить.
Мы свою работу сделали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →